Пять случаев, когда «Оскар» поступил правильно, и один раз — когда нет

Просчеты и точные попадания всесильной американской Киноакадемии

Киноакадемия часто и щедро раздавала «Оскары» фильмам, которые забывались на следующее же после церемонии награждения утро. Но несколько раз она поступила правильно.

«Унесенные ветром» (1939)

Можно как угодно относиться к экранизации романа Маргарет Митчелл, ругать ее за хронометраж и устаревший мелодраматизм, но «Унесенные ветром» — не фильм, а целая институция, показывающая, каких вершин киноиндустрия достигла к концу 40-х.

Премьере сопутствовали годы поиска актрисы на роль Скарлетт О’Хары по всей стране (в итоге продюсер Селзник утвердил иностранку за несколько дней до начала съемок), другие студии за это время успели снять похожие по тематике («Иезавель» с Бетт Дэвис), но, естественно, менее успешные картины. Но, когда «Унесенные ветром» наконец вышли в прокат, побив все кассовые рекорды, немыслимые даже в нашу эпоху блокбастеров и новых рынков, все хлопоты окупились.

Фильм номинировался на 13 «Оскаров» и получил 10. Вивьен Ли стала звездой первой величины и могла позволить себе сниматься по контракту так редко, насколько этого хотела. Сыгравшая служанку Хэтти Макдэниел стала первой чернокожей актрисой, получившей «Оскар». «Унесенные ветром» до сих пор собирают миллионы зрителей во время телепоказов, став квинтэссенцией масштабного кино золотой эпохи Голливуда.

«Полуночный ковбой» (1969)

Даже к концу революционных 60-х фильм с таким сюжетом снять было нелегко. Главный герой — провинциальный детина Джо (Джон Войт) — убеждает себя, что сможет процветать в Нью-Йорке, занимаясь сексом за деньги с богатыми дамочками, а взамен находит друга в лице одного из самых отверженных жителей города, «крысы» Рацо (Дастин Хоффман). Вручив три главных – как лучшему фильму года, за режиссуру Джона Шлезингера и сценарий Уалдо Салта – «Оскара» фильму с цензурной нашлепкой «X», выдававшуюся только порнофильмам, Киноакадемия открыла двери студий новому поколению кинематографистов, которых интересовали не мюзиклы в студийных декорациях, а правда жизни на улицах. Именно с этой победы началось одно из самых интересных десятилетий в истории кино, принесших «Крестного отца», «Изгоняющего дьявола» и «Французского связного».

«Непрощенный» (1992)

Среди остальных номинаций во время церемонии вручения «Оскаров» в 1993-м за предыдущий год были уважаемые крепкие драмы: «Несколько хороших парней», «Усадьба Хауардс-Энд», «Жестокая игра» и «Запах женщины». Клинт Иствуд же снял прощание с жанром вестерн, с которого когда-то начинал, и киноакадемикам хватило вкуса понять, что своим выбором они провожают умирающий, но столько принесший киноиндустрии жанр. «Непрощенный» был номинирован на 9 наград и получил из них четыре, в том числе главные: за лучший фильм и лучшую режиссуру. В «Непрощенном» Иствуд довел вестерн до логической точки, сделав своего героя не бравым убийцей, а человеком, у которого больше нет сил и желания убивать.

Иствуд не подвел киноакадемиков и через 12 лет подтвердил, что достоин любых регалий, снова получив четыре «Оскара» (и снова за лучший фильм и режиссуру) за «Малышку на миллион».

«Титаник» (1997)

«Титаник» стал «Унесенными ветром» конца века, проектом, создатели которого рискнули сотнями миллионов долларов и сделали один из самых кассовых фильмов всех времен, не забывая о качестве. Это идеальный фильм для «Оскара». В нем использованы новые тогда спецэффекты в сценах с тонущим кораблем, но при этом осталась старомодная история любви девушки с верхней палубы и нищеброда из трюма. Он был об одной из самых символических катастроф XX века, но при этом и о судьбах маленьких людей. «Оскар» уже начинали обвинять в том, что он чествует качественно сделанные скромные драмы, не желая понравиться массам. В «Титанике» же было все, чего ждешь от «фильма на Оскар», — масштаб, качество, умение нравиться любому зрителю, но при этом без заигрывания с ним. В общем, с тех пор ни один победитель «Оскара» с «Титаником» сравниться так и не смог.

«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)

Беспрецедентный случай: третья, финальная, часть трилогии Питера Джексона получила 11 «Оскаров» из 11 номинаций. Но представьте, сколько шла команда к своему триумфу: первые две части номинировались в 2001-м и 2002-м соответственно, и то, что именно последняя часть поставила такую точку в масштабной амбициозной франшизе, было триумфом втройне. Этими «Оскарами» академия признала вечно задвигаемый ею жанр фэнтези, доказав, что важен не жанр, а его исполнение. «Гарри Поттеру», тогдашнему сопернику «Властелина колец», несмотря на более высокие сборы, такие почести со стороны киноиндустрии даже не светили.

«Столкновение» (2004)

2005-й год был, прямо скажем, не самым сильным в истории кино. Оказавшись в одной номинации с историческими драмами без коммерческого потенциала и без полета «Капоте», «Мюнхен» и «Доброй ночи и удачи», на финишную прямую вышли скандальная «Горбатая гора» и никакое «Столкновение», которое к тому же было снято не в 2005-м, за который давали награды, а годом раньше. Накал страстей был настолько велик, что, когда взволнованный Джек Николсон открыл конверт и прочел название победителя: «Столкновение», в зале послышались возмущенные голоса. Так Киноакадемия из-за собственных комплексов не смогла позволить себе чествовать смелый фильм о влюбленных ковбоях, к тому же собравший 178 млн в мировом прокате, и сделала максимально скучный выбор, вручив награду ничем не примечательному сборнику новелл о расовых проблемах в Лос-Анджелесе. Даже режиссер «Столкновения» Пол Хаггис позже признавался, что его фильм не настолько хорош, чтобы получить «Оскар», и это тот самый случай, когда все согласны с автором.

Автор текста: Геннадий Устиян

В статье использованы изображения с сайтов: gettyimages.com, hopelies.com, pluggedin.com и emanuellevy.com

Поделитесь