Великие неудачники: кому фатально не везло
с «Оскаром»

Пять примеров, когда везение упорно изменяло звездным профессионалам

Для того чтобы получить главную кинонаграду, нужно быть не только признанным профессионалом, но и иметь немного везения. Эти пятеро кинематографистов регулярно упускали свой шанс из-за слишком яростной конкуренции или просто банального неудачного стечения обстоятельств.

Лорен Бэколл

Вдова Хамфри Богарта и сама легенда голливудского кино, Бэколл была не единственной звездой золотой эпохи Голливуда, заслуги которой не признавала Академия киноискусства. Например, Марлен Дитрих. Хотя миллионы зрителей млели от одного ее присутствия на экране, она была номинирована на «Оскар» лишь однажды, в 1931-м году, за главную роль в фильме «Марокко», хотя позже сыграла в более чем тридцати фильмах, в том числе у Билли Уайлдера и Орсона Уэллса. Другая дива 1930-х — Грета Гарбо — выдвигалась на «Оскар» трижды, но каждый раз проигрывала. Академия вручила ей наконец почетный «Оскар» за заслуги в 1955-м, но она даже не явилась его получать — к тому времени актриса давно ушла из кино и мало им интересовалась.

У Лорен Бэколл в 1997-м был реальный шанс получить долгожданную награду за роль второго плана в фильме «У зеркала два лица» Барбры Стрейзанд, тем более что после шести десятилетий работы в кино это была ее первая номинация. Награду у нее из-под носа увела Жюльетт Бинош за роль в «Английском пациенте». Победительница была настолько потрясена, что, получая «Оскар», сказала: «Я была уверена, что получит Лорен Бэколл». Которая, между нами, награду заслужила больше.

Ричард Бартон

По количеству номинаций без побед с легендарным актером мог соперничать только его соотечественник-британец Питер О’Тул, который восемь раз номинировался на «Оскар», но получил почетную награду за заслуги уже в глубокой старости. Ричард Бартон выдвигался на «Оскар» семь раз начиная с 1950-х годов, но ни разу его не получал. В какой-то момент это игнорирование стало выглядеть злонамеренным: когда в 1967-м стало понятно, что ему не достанется «Оскар» за главную роль в драме «Кто боится Вирджинии Вульф?», Бартон остался дома, и его жена, сыгравшая с ним в том же фильме и ПОЛУЧИВШАЯ свой второй «Оскар» Элизабет Тейлор, последовала его примеру и поддержала мужа. Позже Бартон номинировался еще дважды, но оба раза снова остался ни с чем.

Аннетт Бенинг

Наверняка, получая сценарий с очередным предложением роли, Аннетт Бенинг сначала узнает, не играет ли где-нибудь в этом году Хилари Суэнк, потому что она дважды проиграла на «Оскаре» именно ей.

Это тем более обидно потому, что Бенинг, довольно поздно ставшая известной актрисой (после тридцати лет, когда в Голливуде женщинам уже перестают предлагать главные роли), выбирала только качественные проекты и имела в них большой успех. Ее роль эгоистичной жены в «Красоте по-американски» гарантировала ей почти стопроцентную победу, пока в гонку не включилась Хилари Суэнк с ролью выдающей себя за мужчину девушки в драме «Парни не плачут» и не оттяпала у Бенинг заветную статуэтку.

Через пять лет история повторилась: Суэнк получила второй «Оскар» за «Малышку на миллион», а номинированная за роль в «Театре» Бенинг ушла с пустыми руками. Так и получается, что Суэнк встала в ряд великих актрис, получавших несколько «Оскаров» (Кэтрин Хепберн, Бетт Дэвис и Мерил Стрип), а Бенинг, которая как актриса ничем не хуже, не имеет ни одного.

Ридли Скотт

Один из самых крепких и разноплановых постановщиков в современном кино, автор «Чужого», «Бегущего по лезвию», «Тельмы и Луизы» и других картин, признанных классикой, — не единственный режиссер, которого незаслуженно обходил «Оскар». Мартин Скорсезе получил награду за «Отступников» в 2007-м после четверти века, проведенных в недоумении, когда его более удачливые и менее талантливые коллеги получали статуэтки за фильмы, которые забывались зрителями на следующее утро. А Стивен Спилберг, номинировавшийся за «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянина» и другие фильмы, получил свой первый режиссерский «Оскар» только в 1994-м за «Список Шиндлера».

У Ридли Скотта еще более запущенный случай. Он трижды номинировался на «Оскар», но так до сих пор его не получил. Тем обиднее, что в 2001-м его «Гладиатор» был признан фильмом года, но «Оскар» за режиссуру получил не он, а Стивен Содерберг. В этом году отсутствие Скотта в режиссерской номинации не менее оскорбительно — его «Марсианин» выдвинут в категории «Лучший фильм года», но режиссер — нет. Получается, что «Марсианин» снял себя сам.

Леонардо Ди Каприо

2016-й может наконец оказаться счастливым для актера, чья «безоскарность» породила сотни мемов. Это его пятая актерская номинация, и, учитывая, что конкуренция в категории «Лучшая мужская роль» в этом году не так сильна, как в прошлые годы, у Ди Каприо, сыгравшего в фаворите нынешней гонки «Выжившем», есть шанс восстановить справедливость.

Тема «Ди Каприо без Оскара» поросла множеством легенд: то говорят, что его не любят всесильный продюсер Харви Вайнстин и глава Киноакадемии, то ходят слухи, что коллег раздражает его вечное появление с супермоделями под ручку. В этом году он получил все профессиональные награды, ведущие к «Оскару», и нет какого-нибудь Мэттью Макконахи, который выскочит как черт из табакерки и унесет статуэтку из-под носа в последний момент. В любом случае понятно, что все будут смотреть в этом году трансляцию вручения из-за этой главной интриги.

Автор текста: Геннадий Устиян

Поделитесь